Богослужение — что это? Божественная литургия и смысл богослужения в христианстве | Православие и Мир

В воскресенье

Этот день называется Малой Пасхой и вспоминает воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Обязательно служится Божественная литургия. Миряне могут приступить к таинствам исповеди и причастия. Важной частью литургии является пресуществление Святых Даров.

В субботу

В субботний день особенно прославляется Пресвятая Богородица, чтимая православными ежедневно на протяжении всей жизни. Почитаются святые, поминаются усопшие в вере миряне. Вечером проводится вечернее богослужение перед воскресной литургией.

Вечерня

Проводится по вечерам. Виды этого богослужения:

  1. Малая вечерня. Проводится в преддверии воскресения и праздника.
  2. Великая. Служится перед праздником, может совмещаться с утреней и первым часом во всенощное бдение.
  3. Вседневная. Может быть только в будние дни.

Видео «о поведении в храме»

В этом видеоролике рассказывается, как правильно вести себя в церкви.

Длительность церковной службы

Сколько длится та или иная служба? Длительность зависит от ряда факторов:

  • праздник или будний день;
  • тип службы (вечерняя или литургия);
  • длительность проповеди священника;
  • количество исповедников и причастников.

В настоящее время вечернее богослужение длится в среднем около трех часов с возможными отклонениями. Если завтра будет совершаться литургия, то существует практика исповеди на вечерней перед завтрашним причастием. Если исповедников много, то исповедь продолжается и после завершения вечерней службы. Литургия длится около двух часов, но продолжительность также может меняться, особенно если много причастников.

Если человек регулярно посещает один и тот же храм, то он вникает в жизнь клира, особенности, расписание и длительность богослужений, постепенно начинает понимать смысл совершаемого.

Значение и суть божественной литургии

Господь основал Церковь, так как без нее человек не может достичь Бога. Посредством церковных служб и Таинств люди получают благодать, приобщенность к Богу. Церковь – Тело Христово. Верующие, собираясь во Имя Господа, становятся Его Телом – Церковью, и тогда молитвы обретают особенное значение и силу. Через богослужение люди получают знания, наставления, духовное воспитание, духовную пищу для ума и сердца.

Литургия – важнейшая служба Церкви. Во время ее проведения происходит пресуществление Святых Даров и Таинство Евхаристии (причастие), заповеданное людям самим Спасителем. В течение года в храмах служится литургия святителя Иоанна Златоуста. В определенные дни Великого поста совершается литургия св. Василия Великого. Во время Литургии вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа начиная от Его Рождества и до Вознесения.

Предлагаем ознакомиться  Гороскоп совместимости знаков Зодиака Близнецы и Рак в отношениях, в работе, в дружбе

Развитие православного богослужения

Новозаветная христианская религия, по тесной исторической связи с ветхозаветной, удержала некоторые формы и весьма многое из содержания ветхозаветного богослужения. Ветхозаветный иерусалимский храм, куда ходил на все большие ветхозаветные праздники Сам Христос Спаситель и свв. Апостолы, первоначально был священным местом и для первых христиан.

Ветхозаветные священные книги были приняты в состав христианского общественного богослужения, и первыми священными песнопениями христианской Церкви были те же молитвенные псалмы, которые имели столь широкое употребление в ветхозаветном богослужении. Несмотря на все усиливавшееся чисто христианское песнетворчество, эти псалмы не потеряли своего значения в христианском богослужении и во все последующие времена, вплоть до настоящего времени.

Часы молитвы и праздничные дни Ветхого Завета остались священными и для христиан в Новом Завете. Но только все принятое христианами от Церкви ветхозаветной получило новый смысл и особое знаменование согласно духу нового христианского учения в полном, однако, согласии со словами Христа Спасителя, что Он пришел «не нарушить закон, но исполнить,» то есть «восполнить,» вложить во все новое, более высокое и более глубокое понимание (Матф. 5:17-19).

Одновременно с посещением иерусалимского храма уже сами Апостолы, и с ними первые христиане, начали собираться еще особо по домам для «преломления хлеба,» то есть уже для чисто-христианскаго богослужения, в центре которого стояла Евхаристия. Исторические обстоятельства заставили, однако, первых христиан сравнительно рано совершенно и во всем отделиться от ветхозаветного храма и синагоги. Храм в 70 г. был разрушен римлянами, и ветхозаветное богослужение с его жертвоприношениями вообще после этого прекратилось.

Синагоги же, бывшие у иудеев местами не богослужения, в собственном смысле слова (богослужение могло совершаться только в одном месте в иерусалимском храме), а лишь местами молитвенных и учительных собраний, скоро стали столь враждебны христианству, что даже христиане из иудеев перестали их посещать.

И это понятно. Христианство, как религия новая, чисто духовная и совершенная, а вместе с тем и универсальная в смысле времени и национальности, естественно, должна была выработать соответственно духу своему и новые богослужебные формы, не могла ограничиться и одними ветхозаветными священными книгами и псалмами.

«Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Матф. 16:18-19; 18:17-20; 28:20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Иоан. 15:16; 20:21; Еф. 4:11-14; 1 Кор. 4:1).

Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Матф. 18:20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Матф. 28:20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лук. 6:12; Матф. 14323), молится при пособии внешних видимых знаков, как-то: возведения очей Своих к небу (Иоан. 17:1), преклонения колен (Лук. 22:41-45)

Предлагаем ознакомиться  Молитва от ссор в семье: сила веры способна улучшить отношения

, и главы (Матф. 26:39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Матф. 21:22; Лук. 22:40; Иоан. 14:13; 15:7), делит ее на общественную (Матф. 18:19-20) и домашнюю (Матф. 6:6), учит Своих учеников самой молитве (Матф. 4:9-10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Иоан. 4:23-24; 2 Кор. 3:17; Матф. 4:10).

Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Матф. 28:19; Марк. 16:15), преподает благословение (Лук. 24:51; Марк. 8:7), возлагает руки (Матф. 19, 13-15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Матф. 21, 13; Марк. 11:15).

А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Матф. 28:19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Иоан. 20:22-23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лук. 22:19).

Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1 Кор. 1:27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1 Кор. 11:23; 14:40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви.

Преемники Апостолов пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне» («Руководство по Литургике,» архим. Гавриила, стр. 41-42, Тверь, 1886).

Согласно постановлению Апостольского собора в Иерусалиме (15 гл. кн. Деяний), обрядовый Моисеев закон в Новом завете отменен: не может быть кровавых жертв, потому что принесена уже Великая Жертва для заглаждения грехов всего мира, нет колена Левиина для священства, потому что в Новом Завете все люди, искупленные Кровью Христовою, стали равны между собою: всем одинаково доступно священство, нет и одного избранного народа Божия, ибо все народы одинаково призваны в открывшееся страданиями Христовыми Царство Мессии.

Предлагаем ознакомиться  Сонник покупать рыбу во сне к чему снится покупать рыбу

Место для служения Богу не в Иерусалиме только, а везде. Время служения Богу всегда и непрестанно. В центре христианского богослужения становится Христос-Искупитель и вся Его земная жизнь, спасительная для человечества. Поэтому и все заимствованное из ветхозаветного богослужения проникается новым духом чисто христианским.

Слишком мало сведений сохранилось о том, как именно совершалось христианское богослужение в первые три века в эпоху лютых гонений со стороны язычников. Постоянных храмов не могло быть. Для совершения богослужений христиане собирались в частных домах и в погребальных пещерах под землей катакомбах. Известно, что первые христиане совершали в катакомбах молитвенные бдения в течение всей ночи с вечера до утра, особенно в кануны воскресных дней и великих праздников, а также в дни памяти мучеников, пострадавших за Христа, причем эти бдения происходили обычно именно на гробах мучеников и заканчивались Евхаристией.

Уже в этот древний период существовали определенно богослужебные чины. Евсевий и Иероним упоминают об Иустиновой книге «Псалтир»-«Певец,» которая содержала церковные песнопения. Ипполит, еп. Остийский, почивший около 250 г. оставил после себя книгу, в которой излагает апостольское предание касательно чина поставления чтеца, иподиакона, диакона, пресвитера, епископа, и касательно молитв или краткого чина богослужения и поминовения умерших.

Расписание проведения литургий

Время начала богослужения определяется отдельными правилами епархии, благочиния или конкретного храма и может отличаться в разных приходах. Нужно понимать, что вечерняя и утренняя служба – это одно целое. Вечернее богослужение зачастую вне праздников начинается примерно в 17:00, в некоторых храмах в 15:

Суточное богослужение

Богослужение православной Церкви в древнее время в продолжение суток совершалось девять раз, оттого было всех девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы, и обедня. В настоящее время для удобства православных христиан, не имеющих возможности по случаю занятий домашних так часто посещать храмы Божии, эти девять служб соединены в три церковные службы: вечерню, утреню и обедню.

Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая литургия. Часами называются такие краткие молитвословия, за которыми читаются приличные к этим временам дня псалмы и другие молитвы о помиловании нас, грешных.

Заключение

Такова суть и порядок проведения Божественной службы. Каждый, кто причисляет себя к христианской вере, должен знать все о литургии и понимать смысл всех действ, чтобы вести диалог с Богом и сделать свою веру поистине осмысленной.

Оцените статью
Эзотерика
Adblock detector